Характеристика фонетико фонематическая речь - шпаргалки на телефон

Теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста 7. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ФФНР Экспериментальное изучение особенностей речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Логопедическая работа по формированию звукопроизносительной стороны речи дошкольников с ФФН Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ФФН [9, C.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух. Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать.

При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты такие, как шумовые, частотные и высотные характеристикино и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении.

Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру [14]. Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов Д. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте Г. Объект исследования — дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Предмет исследования — особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Цель исследования — определение фонетико0фонематических особенностей недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:.

Провести теоретический анализ проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста. Выявить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ФФНР. Провести экспериментальное изучение особенностей речевого развития дошкольников с ФФНР. Практическая и теоретическая значимость нашей работы заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.

В данной работе были применены следующие методы:. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав 1 глава - теоретический анализ; 2 глава — экспериментальное обследование детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речизаключения, библиографии. Звукопроизношение является одним из компонентов речевой системы человека наряду с лексическим и грамматическим строем. Речь считается полноценно сформированной при достаточном для возраста словарном запасе, умении грамматически правильно строить речевое высказывание, употребляя в правильной форме связанные по смыслу слова, и при соответствующем нормам языка произношении звуков.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства.

В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания. Интонация включает следующие элементы: Мелодика речи - повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи.

В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста. Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого дом, ком, том, лом, сом. Такой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных разница в образовании и акустических разница в звучании признаков. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата.

В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, то есть процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы.

Под ее влиянием осуществляются действия на периферии.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведе

Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок - его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию - усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков; замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка; смешение звуков. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой в школе — профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи. Большое значение имеет ранняя диагностика, поскольку педагогическая и медицинская коррекция будут иметь более положительный эффект. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Фонетико-фонематическое недоразвитие ФФН — расстройство речи, которое связанно с формированием у ребенка других речевых нарушений, связанных с дефектами произношения и восприятия. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой [к]-[х], [в]-[б] т. Третья степень ФФНР является самой тяжелой.

Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого - твердое нёбо, задняя часть - мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком.

Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: Главная Опубликовать работу О сайте. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников.

Причины и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (ФФНР)

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей: Содержание 2 Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста 7 1. Формирование произносительной стороны в норме 7 1. Понятие о ФФНР 18 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ФФНР 21 Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 27 2. Краткая характеристика детей экспериментальной группы 27 2.

Содержание и структура исследования 29 2. Анализ результатов экспериментального исследования 30 Глава 3. Логопедическая работа по формированию звукопроизносительной стороны речи дошкольников с ФФН 35 3. Методика обучающего эксперимента 35 3. Анализ результатов экспериментального исследования 44 Заключение 45 Список литературы

Материалы по теме
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость

Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов.