Переходный тип права


Государство - это одна из разновидностей социальных систем, которому наряду с его известными признаками - публичная власть, территория, право и др. Государство может быть различным по форме правления, государственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности.

Целостность является таким системным признаком государства, который выражается в стабильности, устойчивости общественных отношений, фиксирует внимание на факторах внутренней упорядоченности, организованности политической системы;. Не всякое государство является целостной социально-политической системой, но всякое государство не может развиваться, не будучи таковой;.

Государство как целостная система может быть различного уровня сложности: Целостность государства указывает на тот или иной исторический тип государства, уровень развития демократии, культуры, статус человека в этой системе как личности и гражданина;. Как и всякое социальное явление, целостность государства связана с сознанием человека, уровнем нравственного, духовного развития общества;. Целостность государства проявляется в уровне жизни населения, степени социальной защищенности человека, обеспеченности гражданских прав и свобод;.

Целостность государства - это подсистема существующей общественной системы; адекватность целостности государства целостности общества - одно из условий стабильности политической системы;. Целостность государства - это одна из основ политической власти, ее можно рассматривать в качестве определенного союза граждан, социальных групп, направленного на объединение в единое государство;. Обеспечение своей целостности - один из принципов государства, выражающийся в ряде его функций, направленных на охрану единого экономического, политического, территориального, правового пространства на всей территории страны.

Важную роль в познании и решении проблемы соотношения целостности и суверенитета государства играет вопрос о взаимосвязи территориальной целостности как части общегосударственной целостности и его суверенитета. Итак, территориальная целостность самым тесным образом связана с суверенитетом государства. Суверенитет более широкое понятие, чем территориальная целостность государства.

Суверенитет проявляется не только в верховенстве политической власти на конкретном географическом пространстве, но и в определенной юрисдикции над гражданами, проживающим населением.

Суверенитет государства предполагает его целостность, неприкосновенность территории. Субъектом целостного и суверенного государства может быть исключительно народ в лице его полномочных представителей. Исходя из смысла самого термина, переходность означает какие-либо изменения, трансформации, происходящие в том или ином явлении. Категория "переходный период" является базовой для различных философских, политологических или социологических направлений.

Речь идет о нескольких переходах человеческого общества от одной исторической эпохи к другой. В марксистско-ленинской литературе переходность обозначается как перерыв постепенности. С точки зрения В. Ленина, это "перерывы в развитии - скачкообразные, катастрофические, революционные". С точки зрения марксистов, переходная эпоха - это эпоха разрешения коренного, главного социального противоречия, развивавшегося в недрах отжившей формации, - противоречия между уровнем развития производительных сил и характером способа производства, в основе которого лежит социальная революция.

Это явление имеет место на протяжении всей истории развития государства и права. Конкретное же выражение переходное состояние государство находит в период развития государства и права между двумя различными типами государства и права.

Под переходным типом видом, состоянием государства и права имеется в виду не процесс их развития вообще, а лишь определенное, межтиповое состояние, возникающее у государства и права при переходе от одного типа к другому.

Возникают, по общему правилу , в результате различных социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. Содержит в себе несколько возможных вариантов развития государства, права и общества по тому или иному пути. Предоставляет власть имущим возможность выработки своего собственного видения пути развития государства, права и общества с учетом исторических и иных традиций своей страны, уровня развития экономики и культуры общества, особенностей быта народа, нации или доминирующих этнических групп.

Переходное состояние государства , права и самого общества, связано с резким изменением характера традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы , резким падением уровня жизни значительной части населения. Свойственно временное ослабление социальных и политических основ в силу происходящей в стране переоценки социально-политических ценностей среди значительной части населения, неизбежных при этом ее колебаний между старой и новой государственной властью и политической элитой, в силу возникающего нередко при этом социального напряжения, общественного смятения и хаоса.

Переходный тип государства и права отличается , как правило, доминированием в системе разделения государственных властей исполнительно-распорядительной власти. Повышение роли и значения субъективного фактора в развитии государства и права в переходный период; органическое сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода элементов старого и нового; периодическая смена в процессе развития общества в переходный период государственных форм и режимов и др.

Современные переходные явления и процессы имеют не локальный, а глобальный характер; для перехода на новую ступень эволюции необходим объединительный процесс в политической, экономической, экологической и др. В науке выделяются две основные модели формы гос.

Исторически первой формой интеграции государств сложного типа была империя, под которой обычно понимают насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления экономического, политического и т.

Важнейшее различие между империей и национальным государством как типами политической организации общества заключается в институциональных и структурно-функциональных основаниях данных типов.

Политологический анализ имперского типа государства, позволяет определить его как тип политической организации общества, сформированный в рамках определенного универсального политического проекта и управляемый преимущественно авторитарными методами руководства. Империи например, Римская, Британская, Российская существовали в различные исторические эпохи, однако в современном мире их нет, поскольку с развитием международного права в отношениях между государствами стал преобладать исключительно добровольный, договорный метод объединения государств.

Какие основные отличительные черты империи? Это огромные территории и ресурсы, региональное, а в отдельных случаях — глобальное, господство или доминирование, своя система ценностей и идеология, цивилизаторская функция, не только способность, но и желание взять на себя ответственность за судьбу других народов.

Нил Фергюсон выделяет до 17 моделей империй, которые в свою очередь делятся на либеральные и нелиберальные. Последние два типа могут быть присущи одной и той же империи в зависимости от того, какой период ее истории рассматривается.

Российское государство, развивавшееся на протяжении длительного периода отечественной истории в рамках имперского типа, во многом сохраняет некоторые структурные и функциональные черты имперской системы организации государственной власти. Среди таковых особо необходимо выделить доминирующие авторитарные методы в осуществлении государственной политики и управления, высокую степень распространенности патерналистских ориентаций среди российского населения, низкий уровень консолидации политических элит и т.

Преодолению отмеченных черт, скорее присущих имперскому типу государства, в значительной степени препятствует сформировавшийся в политической культуре российского общества устойчивый политический образ империи.

В рамках реализации данного образа в общественных практиках, имперский тип государства представляется консервативно настроенной частью населения как наиболее эффективный вариант дальнейшего общественнополитического, социально-экономического и духовного развития России. Указанные обстоятельства препятствуют процессу демократизации общественных отношений, активному взаимодействию российского населения и институтов государственной власти, а в конечном итоге — формированию институциональной основы национального государства как политической организации современного типа.

Одновременно с развитием имперской структуры отечественной государственности в общественном сознании граждан формировались устойчивые элементы образа Российской империи, основанные на представлении о государстве как институциональном образовании, претендующем на мировое лидерство и с необходимостью воспроизводящем свой глобальный статус.

Учись учиться, не учась! Общая характеристика Cудебник г. Общая характеристика, система и источники I. Общая характеристика психолого-медико-педагогической консультации I.

Государство и право в переходный период: роль в становлении новой экономии

Общая характеристика саморегулирования в экономике России I. Периодизация первобытной эпохи и общая характеристика первобытного хозяйства II. Общая методика подготовки и проведения V Обеспеченность государством VII. Гражданское общество и правовое государство XI. Советское государство и право в период с по гг.

Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Лазарев Государство - это одна из разновидностей социальных систем, которому наряду с его известными признаками - публичная власть, территория, право и др. Целостность государства необходимо рассматривать как признак государства. Принципы теории целостности государства: Целостность является таким системным признаком государства, который выражается в стабильности, устойчивости общественных отношений, фиксирует внимание на факторах внутренней упорядоченности, организованности политической системы; 2.

Не всякое государство является целостной социально-политической системой, но всякое государство не может развиваться, не будучи таковой; 3. Целостность государства указывает на тот или иной исторический тип государства, уровень развития демократии, культуры, статус человека в этой системе как личности и гражданина; 5. Как и всякое социальное явление, целостность государства связана с сознанием человека, уровнем нравственного, духовного развития общества; 6.

Целостность государства проявляется в уровне жизни населения, степени социальной защищенности человека, обеспеченности гражданских прав и свобод; 7. Целостность государства - это подсистема существующей общественной системы; адекватность целостности государства целостности общества - одно из условий стабильности политической системы; 8.

Целостность государства - это одна из основ политической власти, ее можно рассматривать в качестве определенного союза граждан, социальных групп, направленного на объединение в единое государство; 9. Переходное государство и его общая характеристика.

Смотри также