Как сделать рычажную вилку на мотоцикл


В этой статье, рассчитанной больше на новичков, я постараюсь описать устройство практически всех конструкций мотоциклетных вилок, начиная от самой распространённой телескопической, и заканчивая самыми экзотическими конструкциями, которые сейчас завоёвывают рынок благодаря модному сейчас направлению в кастомайзинге, в стиле олдскул старая школа.

Передняя вилка мотоцикла — разные конструкции. Начнём с самой распространённой конструкции передней вилки — телескопической. Вилки такой конструкции давно уже устанавливают практически на все современные серийные модели мотоциклов.

Далее, в довоенные е годы прошлого века фирма БМВ начала ставить телескоп на своих моделях мотоциклов BMW — R Причём самые первые модели телескопических вилок были сухими, то есть не имели гидравлической системы.

Немного позже уже была применена гидравлика, которая позволила гасить колебания перьев вилки и поездки стали наиболее комфортными. Конструкция простейшего телескопа совсем не сложная и главные детали — это подвижные трубы, которые скользят во втулках, расположенных в неподвижных трубах перьях.

Наличие заменяемых по мере износа втулок, делает телескопическую вилку довольно долговечной, та как втулки изнашиваются быстрее самих труб и их можно в любой момент заменить новыми. Об устройстве, обслуживании и ремонте простейшей отечественной телескопической вилки я уже писал вот в этой статье , а о обслуживании более современной вилки перевёрнутого типа и замене сальников на такой вилке — см.

Ну а как и с помощью чего грамотно выровнять погнутые перья телескопической вилки советую почитать вот тут , надеюсь многим пригодится. Дальнейшим развитием телескопических вилок в е годы прошлого века стала возможность наполнять их сжатым воздухом например на кросачах Чезет х годов, или на лицензионной вилке ИЖ планета 5.

Это позволило подстроить вилку под нужный вес и дорожные условия. Но наиболее совершенные конструкция для регулировок ходов сжатия и отбоя, стали появляться в е годы прошлого века, на спортивных мотоциклах для шосейно-кольцевых гонок.

В те же годы инженеры не стояли на месте и более толстые подвижные трубы стали устанавливать вверху, а не внизу и эти более толстые трубы вилки стали неподвижными — так и появился перевёртыш — современная телескопическая вилка перевёрнутого типа. Установка более толстых и более жёстких труб вверху в траверсах, позволила сделать телескопическую вилку более жёсткой на скручивание, что существенно улучшило управляемость и комфорт байка на высоких скоростях.

Такая конструкция начала появляться не только на спортбайках, но и на современных кросачах и далее перешла на серийные дорожные мотоциклы и стритфайтеры.

Устройство более современных телескопических вилок перевёрнутого типа, которые устанавливают на современные спортбайки и кроссовые мотоциклы чуть более сложное и здесь применяется система, с помощью которой можно регулировать хода отбоя или сжатия. Это позволяет настроить переднюю вилку мотоцикла под вес водителя и дорожные условия, и позволяет настроить управляемость байка.

К тому же на самых современных вилках появилось антиклевковое устройство, позволяющее устранить клевок мотоцикла при резком торможении. Я не буду здесь подробно разбирать устройство таких вилок, и как работают их системы, иначе статья превратится в необъятное полотно как нибудь выберу время и напишу отдельную статью.

Кстати, подробно о регулировках подвесок — передней и задней, чтобы восстановить нормальную управляемость современного мотоцикла, я написал вот в этой статье. Казалось бы, что современная телескопическая вилка перевёрнутого типа — это идеал, к которому стремились мото-инженеры и все мотоциклисты мира и вилкам других конструкций суждено кануть в лету, и осталось прозябать им только в мотоциклетных музеях мира.

А вот и нет — зачахли бы более древние вилки в мото-музеях, если бы не кастомайзинг и модное нынче направление — олдскул — старая школа кастомайзинга, которая завоевала своей популярностью весь мир.

И поэтому мы плавно переходим к более экзотическим моделям. Передняя вилка мотоцикла спрингер springer — мечта чоппериста. Такие красивые штукенции как говорил покойный Индеец Лари появились довольно давно, практически на самых первых мотоциклах. При доработке и хромировнии такая вилка украсит любой чоппер.

А популярные ныне чопперы в стиле олдскул вообще немыслимы без спрингера. Конечно же есть и другие достойные и интересные конструкции вилок, способные украсить кастом в стиле старой школы, но о них немного позже. Но самое главное преимущество спрингера, помимо его красивого внешнего вида, это возможность нормально работать под запредельными углами наклона вилки, при которых телескопическая вилка отказывается нормально работать, а если и работает, то направляющие втулки для перьев телескопа очень быстро изнашиваются.

К тому же спрингер позволяет отказаться от угла в траверсах, который сделать довольно сложно в гаражных условиях и без которого длинный телескоп не будет нормально рулиться.

Подробно об этом и об углах наклона вилки я уже писал в статье кастомайзинг мотоциклетных рам вот тут. Кстати — спрингерная вилка для мотоцикла позволяет расширить полёт мысли в творчестве, да и вообще позволяет поставить в кастомайзинге ручную работу на первое место, а это сейчас ценится в первую очередь.

И в последнее время появляются очень красивые спрингеры, например сделанные с технологией ковки, или нагрева и кручения металла — смотрите фото слева. В общем для творческих кастомайзеров, любящих делать всё вручную и не как у всех, спрингер самое то.

Основное отличие спрингера от телескопа — это наличие третьей траверсы, в которую упираются пружины или амортизатор. Ну и перья вилки более тонкие и изящные, чем у телескопа. К тому же конструкция спрингера очень ремонто-пригодна и в ней практически нечему изнашиваться, ну разве что втулки или игольчатые подшипники в серьгах, которые можно выточить самостоятельно даже на самом маленьком токарном станочке у себя в гараже бронзовые втулки — см.

Гердер в переводе с английского — ферма. Эта передняя вилка мотоцикла параллелограммного типа ещё одно название этих вилок трапеция — trapeze. Такие вилки устанавливались на большинстве серийных мотоциклов 20 — х годов прошлого века например на наших отечественных М1 Москва или ИЖ Один из примеров изготовления такой вилки своими руками можно посмотреть в видеоролике чуть ниже.

А в шестидесятые годы прошлого века эти вилки устанавливались на самодельных чопперах не реже вышеописанных спрингеров. Параллелограммные вилки, так же как и спрингеры, оказались бы сейчас вымершим видом, если бы не олдскул мания, захватившая мир кастомайзинга в 21 веке. Многие американские и не только фирмы, производившие такие вилки с х годов прошлого столетия например фирма Durfee наверняка бы обанкротились, но благодаря моде на олдскул, фирмы, производившие трапеции, снова на коне.

Параллелограмные вилки бывают как классические трубчатые, так и в виде штампованных из листового металла перьев-ферм как на ИЖ Кстати, классические трубчатые гердеры тоже бывают оригинальной формы.

У него даже есть одноперьевые параллелаграммные вилки под консольное крепление переднего колеса. Кстати, некоторые считают, что гердеры можно устанавливать якобы только на тихоходные чопперы, из-за небольшой жёсткости таких вилок.

Доказательством того, что это мнение ошибочно, служит спортбайк, показанный на фото чуть ниже, а также скоростной мотоцикл от того же Джесси Рука см. Гердер мотоцикла на фото ниже изготовлен из углепластика, а жёсткости и отточенной управляемости этого мотоцикла с такой гердерной вилкой, позавидует любой серийный спортбайк с банальным перевёртышем. Но главным козырем аппаратов с вилками гердерами конечно же является эксклюзивный внешний вид.

Основа конструкции гердеров — это две фермы перья вилки , которые подвешены через четыре рычага на осях, расположенных по бокам траверс вилки, а траверсы изготовлены как одно целое с подшипниковыми чашками, установленными в рулевой колонке. А пружинный элемент на современных гердерах может быть и гидравлика расположен между траверсами.

Кстати, перья параллелограммных вилок некоторых эксклюзивных конструкций например от того же Джесси Рука могут быть подвешены на осях только на нижней траверсе, а вверху перья опираются в амортизатор, расположенный не вертикально, а почти горизонтально. Здесь также как и у спрингера имеются игольчатые подшипники или бронзовые втулки , которые при необходимости несложно выточить самостоятельно. Ход сжатия таких вилок небольшой, по сравнению с телескопом, но зато такие вилки не так сильно клюют при торможении.

Но главный плюс параллелограммных конструкций вилок для мотоцикла как и у спрингера — это простота и эксклюзивный внешний вид. Особенно когда вилка изготавливается на фрезерном станке из дюралюминиевой пластины. Пример такой конструкции показан на фото слева. Здесь полёт фантазии неограничен, а наличие фрезерного станка особенно с ЧПУ делает воплощение в металле любой творческой задумки вполне реальным например как в видеоролике под этой статьёй.

Ну а эта конструкция появилась ещё на самых первых серийных мотоциклах, например на BMW R32 года выпуска см. И также как и вышеописанные спрингеры и гердеры, рессорная вилка осталась бы жить только лишь в музеях мотостарины, если бы не тот же олдскул. Именно популярность старой школы кастомайзинга во всём мире опять возродила эти древние, и по своему эксклюзивные конструкции.

Особенно большой вклад в популяризацию рессорных вилок внёс известный кастомайзер Хэнк Янг. Причём из его мастерской выходили уникальные кастом-аппараты не только с передней рессорной вилкой, но и с рессорой в задней подве ске. Конечно же рессорная вилка имеет очень маленький ход и не имеет системы депфирования амортизатора и не подходит для поездок по плохим дорогам, но как известно, для большинства кастомов, функциональность не играет никакой роли — главное эксклюзивный внешний вид не как у всех, и чем непохожее на других кастом, тем он считается круче.

Этим наверное и объясняется возрождение и популярность вилок старых конструкций. К тому же поле для творческой деятельности не ограничено и на кастом чемпионатах можно встретить вовсе оригинальные конструкции например как на фото справа , которые даже трудно отнести к какому то конкретному виду. Продолжая эту тему, нельзя не упомянуть про вилки талантливейшего канадского кастомайзера Роджера Голдаммера, у которого как правило, что ни кастом, то новая уникальная конструкция передней вилки.

Лишь очень малая часть его работ показана на фото слева. Не будем говорить о каких то оригинальных конструкциях кастомов и их вилок его работы не раз побеждали на кастом-чемпионатах , достаточно сказать, что Роджер превратил банальный телескоп в произведение искусства, разработав и внедрив в производство уникальные дугообразные траверсы см.

Есть у него и несколько эксклюзивных гердеров, которые изготавливались им из разных материалов начиная от алюминия и заканчивая углепластиком с алюминиевыми вставками — см.

Но всё же уникальные траверсы для телескопа от Роджера, позволили сделать имя и завоевать прибыльную нишу на мировом рынке. Вообще тема кастомайзинга довольно необъятная и на эту тему можно говорить или писать часами, но пора переходить к другим конструкциям вилок. Кстати, в е годы прошлого века и наш советский мотопром использовал рычажные вилки на мотороллерах тульского производства мотороллеры Тула, Тулица, Турист.

Вилка рычажная мотоцикла BMW R50 года выпуска. И вилка наших Уралов и Днепров. Основное достоинство такой конструкции — это комфорт. Я и сам ездил на мотороллерах и был в восторге от их плавности хода, машинка словно плывёт по волнам кстати, я после этого приобрёл и реставрирую мотороллер Турист. Но как утверждают многие мотоциклисты, ездившие на байках с рычажной вилкой, такие вилки на слишком большой скорости начинают рыскать особенно если ещё и втулки подизношены и управляемость мотоцикла с такой вилкой мягко говоря требует сброса газа.

Наверное именно поэтому наш отечественный мотопром устанавливает примерно с х годов рычажные вилки только на мотоциклы с боковым прицепом на некоторые модели колясочников , то есть на наши тяжёлые колясочники Уралы и мотоциклы Днепр.

Пример такой вилки показан на фото в правом углу. Современные вилки для мотоцикла оригинальной конструкции. Мотоциклетная вилка и вообще передняя подвеска мотоцикла постоянно не давала мото-инженерам покоя и долгие годы совершенствовалась. В итоге на самых последних концептуальных мотоциклах вилка как таковая исчезла, превратившись в переднюю подвеску подобную автомобильной.

Многие концептуальные конструкции передней мотоциклетной подвески представляют собой мощные рычаги, связанные с передним колесом с помощью шаровых опор, а с рулём мотоцикла переднее колесо связано системой рычагов и тяг. И основное обслуживание иремонт у таких подвесок примерно такой же, как и у автомобилей — это замена изношенных шаровых опор и рулевых тяг. Современных оригинальных конструкций передней подвески довольно много, и описать все нереально в одной статье. Впрочем это и не нужно, так как тема статьи — передняя вилка мотоцикла и я не буду отвлекаться от слова вилка, описывая современные подвески концептуальных байков.

Лучше опишу парочку оригинальных конструкций самых современных вилок — именно вилок, а не передних подвесок. Причём тех вилок, которые устанавливают на серийные мотоциклы, а не концептуальные. В разработках самых современных и оригинальных вилок для серийных байков лидирует всё тот же концерн БМВ, который всегда славился гениальными инженерами, как в авто, так и в мото-индустрии.

Им удалось разработать для своих современных мотоциклов и внедрить в серийное производство знаменитые вилки Telelever и Paralever.

Пример их работы — вилка, показанная на фото слева, которая объединяет в себе две системы — телескопическую и рычажную.

Передняя вилка мотоцикла — разные конструкции.

Мощный А-образный рычаг своей вершиной через шаровую опору опирается на нижнюю траверсу телескопической вилки, а двумя другими концами рычаг через втулки крепится к двигателю. В середину рычага упирается амортизатор, который своим верхним концом закреплён в передний подрамник.

Ну а верхняя траверса так же как на обычных телескопах удержива ет неподвижные перья вилки. По сути это вроде как Гердер параллелограмная вилка но крепится она не через оси траверс, а через шаровые опоры, закреплённые в вершинах мощных рычагов.

Ну а связь вилки с рулём происходит через шарнирную рулевую тягу. Перья вилки выполнены массивными на вид, но лёгкими так как легкосплавные и очень жёсткими, так же как и рычаги, и жёсткость такой вилки ощутимо превышает даже современные вилки перевёрнутого типа. Целью всех инженеров и их современных разработок является исключение клевка при торможении и конечно же повышение жёсткости конструкции, и в итоге достижение отточенной управляемости байка.

Самые современные мото-вилки становится сложно отнести к какому то виду, и вместе с новыми конструкциями появляются и новые названия. Все новые разработки, конечно же невозможно описать в одной статье, но с основными видами вилок для мотоцикла надеюсь я ознакомил начинающих мотоциклистов, успехов всем на дороге!

Есть у меня кое какие чертежи, но они на бумаге, а не в электронном виде. Но чертежи гердера и не только, не сложно найти в поиске гугла, если задавать вопрос на английском языке воспользуйтесь переводчиком , а не на русском. И вы попадёте на специализированные буржуйские сайты, где этих чертежей довольно много. Ну а разница вилок под одну или две пружины отличается лишь количеством ушек 4 или 2 за которые крепятся амортизаторы, а всё остальное практически одинаковое.

Ну и единственная сложность если это можно назвать сложностью будет при обнаружении какого то чертежа на буржуйском сайте — это чтобы перевести дюймовые размеры в метрику.

Хотя, если честно, я никогда не пользовался чьими то чертежами, так как не люблю какие то ограничивающие рамки и я всегда исходил из размеров габаритов реального мотоцикла, которым занимался и все чертежи вернее картонные шаблоны делались по месту, чего и вам советую.

Mail не будет опубликовано обязательно. You can use these tags: Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписаться без комментирования.

Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время. Главная Карта Сайта Купить авто-товары по сниженным ценам. Мой канал на Ютубе. Автотовары по сниженным ценам!!! Опубликовано в рубрике Тюнинг мотоциклов. Телескоп — как много в этом слове! Снятые с вилки старые сальник, пыльник, шайба и стопорное кольцо. Мотоцикл BMW R32 года выпуска с рессорной передней вилкой.

Вилка БМВ объединяющая телескопическую и рычажную систему. Вилка современного мотоцикла — стритфайтера. Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц.

Оставить комментарий Нажмите, чтобы отменить ответ.

Смотри также